87cd95e4     

Ракита Юрий - Сумма Оснований, Основы



Юрий Ракита
Сумма Оснований. Основы
(начало трактата в стихах)
Пролог
Бывают вещи, а точнее темы,
(Скорей предметы, правильней - проблемы)
Которые переживаем все мы,
И, тем не менее, (намеренно?) мы немы,
Как будто от себя скрываем сами,
Что происходит это с нами -
Не в снах, не с кем-то и не где-то там.
Об этом надо говорить стихами,
Но больше нет доверия стихам.
Язык вообще поставлен под сомненье:
Он не дает нам удовлетворенья,
И как дырявый мех с недавних пор
Не держит содержанья разговор.
Что ни скажи - нет смыслопередачи,
Вот смысл был здесь - и вот уже утрачен...
Но, может быть, не стоит унывать?
Есть музыка. Есть прочие искусства.
Они способны в передаче чувства
Нюансами тончайшими играть.
Так отчего бы им не передать
Оттенки смысла с той же полнотою?
И было б увлекательной игрою
На нотном стане Канта записать.
Попробуйте! Не выйдет - не беда -
Не получалось это никогда.
Никто посредством нотной паутины
Не смог хотя б конкретные "картины"
"Нарисовать" для слушателей всех:
Там, где один услышит ливень в поле,
Другой зачем-то вспомнит о футболе -
Узнает третий снег, четвертый - смех...
И правда весело! Но видимо придется
Признать, что для рассудка остается
Всё тот же выбор из знакомых зол:
Излиться прозой. Либо же стихами.
(Что значит, как уже мы знаем с Вами,
Черпать себя дырявыми мехами).
Никто пока иного не нашел.
Но полно, братцы, вряд ли кто всерьез
Читает, а тем более и пишет
В стихах философические вирши -
Конечно, проза - что здесь за вопрос!
Что ж, может быть, но мне пока не ясно.
Давайте разберемся беспристрастно.
Пусть это ныне кажется нам спорным,
Во времена классического Рима
Стихи считались подходящей формой
Для изложения любой доктрины.
Теперь, когда поэт - художник слова,
И композитор сумрачных речей,
Уж не рискнет никто заняться снова,
В стихах своих "природою вещей".
Напрасно!
Впрочем, лучше мы начнем
С того, что называется стихом.
Прошли года, когда легко и просто
Поэзию могли мы отличить.
Тогда стихи писал любой подросток
И каждый школьник мог их заучить.
И гимназист классической эпохи
Мог отчеканить, что такое стих:
Стихи - совсем не чьи-то охи-вздохи -
Размер и рифма - вот критерий их.
Размер и рифма - суть стихосложенья.
Они причина хитрого сплетенья
Из образов в попытке уместить
В оковы формы мысленную нить.
А что до содержания, предмета,
Поэтов вовсе не смущало это.
Мог Ломоносов, бросив все дела,
Писать стихи о важности стекла.
Теперь не то. Из признаков формальных
Поэзию уже не различим,
И изгнан стих с подмостков театральных
Поскольку стал с трудом произносим.
Всё то, что вычурно и не ясно по сути,
Поэзией считают нынче люди.
Считают так же, что стихи сложны,
И мы, как сны, их толковать должны.
И потому, кто хочет без затей
Быть понятым хоть кем-то из людей -
Тот пишет прозой, избегая моды
Загадывать читателю кроссворды.
А между тем, отбросив признак внешний,
Чтоб жанр свой от смешенья сохранить,
Должны поэты были неизбежно
Ограниченья новые вводить.
Раз форма исключается заранее,
То остается только содержание!
Теперь в стихах никто не пишет быт
(Ну, разве в шутку или для детсада),
Порядок мироздания забыт,
Досугом занимается эстрада.
Поэт черпает только изнутри
Сознанья вывихи и чувства извращения.
Вам, батенька, прописано лечение,
А вы себя вписали в бунтари.
И это все о них.
Но можно доказать,
Я утверждаю, что стихи, как форма,
Где рифма и размер, как прежде, норма,
Способны мысль любую передать
Н



Содержание раздела